Российская благотворительность в зеркале сми - страница 4

^ МИЛОСТИВЫЕ ГОСУДАРСТВА
Международная организация Charities Aid Foundation представила ежегодный рейтинг состояния благотворительности в 153 странах мира. Поднявшись по сравнению с 2010 годом на восемь позиций, Россия все равно занимает в нем лишь 130-е место

^ Андрей Козенко, «Коммерсантъ» (Москва), № 238, 20.12.2011, c. 5

Вчера международная организация Charities Aid Foundation (CAF) представила ежегодный рейтинг состояния благотворительности в 153 странах мира. Поднявшись по сравнению с 2010 годом на восемь позиций, Россия все равно занимает в нем лишь 130-е место. Российские благотворительные организации не соглашаются с методологией составления рейтинга. По их мнению, CAF не учитывает, что в ряде преимущественно мусульманских и буддистских стран вроде Лаоса, Шри-Ланки или Марокко пожертвования являются обязанностью, а не добровольным шагом.

CAF составляет свой рейтинг на основе опроса респондентов в 153 странах мира (опросы проводит один из крупнейших институтов изучения общественного мнения в мире - Gallup). Им задается три вопроса: жертвовали ли вы деньги благотворительным организациям, оказывали ли помощь незнакомым людям и работали ли волонтером. Рейтинг страны зависит от количества положительно ответивших на все вопросы. Первое место в рейтинге занимают США, второе место - Ирландия, третье - Австралия. В них в благотворительную деятельность вовлечено около 70% населения. В комментариях к рейтингу говорится, что, несмотря на финансовый кризис, число благотворителей в мире растет. В 2010 году 31,6% опрошенных хоть раз жертвовали деньги, в 2011-м - 32,4%.

CAF учрежден в 1924 году в Великобритании. Фонд занимается привлечением средств для общественных организаций и разработкой благотворительных программ для коммерческих структур. В год CAF привлекает от жертвователей около $2 млрд.

Россия в рейтинге CAF поднялась с 138-го места в 2010 году на 130-е место. Лишь 5% населения страны жертвовали деньги благотворительным организациям, 23% участвовали в волонтерской деятельности и 36% жертвовали средства на помощь незнакомым людям. Таким образом, благотворительностью так или иначе занимается в среднем 21% населения. "Мы оцениваем этот результат как хороший,- заявила "Ъ" директор "CAF Россия" Мария Черток.- Рост даже на 1% означает, что в благотворительную деятельность вовлекаются десятки тысяч новых людей. Вместе с тем 5% жертвователей для организаций - это один из самых низких показателей в мире. Это можно объяснить сохраняющимся недоверием людей и тем, что они остаются плохо информированными о том, кому и как они могли бы помочь". Госпожа Черток предположила, что в 2012 году Россия поднимется в рейтинге выше.

Представители российских благотворительных организаций не согласны с методологией составления рейтинга, так как она не учитывает национальных и религиозных особенностей отдельных стран. Например, у мусульман и буддистов считается едва ли не обязанностью жертвовать средства по религиозным соображениям. Что, по мнению благотворителей, не считается в полной мере добровольным поступком. Так, восьмое место занимает Шри-Ланка, где жертвователями является 51% населения, десятое место - Лаос (50%), 12-е место - Марокко (48%). "Методологический минус в том, что религиозные государства в рейтинге зачастую опережают светские,- говорит исполнительный секретарь российской ассоциации благотворителей "Форум доноров" Наталья Каминарская.- Поэтому низкое место России не расстраивает, и вовлеченность населения уже сейчас больше, чем показывает рейтинг".

^ ПОКРОВИТЬ ДУШОЙ
Делать деньги на желании людей помочь – старо как мир.

Меняются только технологии

Матвей Лебедев, «Наша версия» (Москва), № 48, 12.12.2011, c. 16

Сообщения о поиске доноров - мошенничество?

Когда в вашу уютную соцсеть приходит сообщение о том, что незнакомым людям срочно нужна донорская кровь, удалите его. И ни в коем случае не распространяйте. Подобного рода сообщения часто оказываются мошенничеством. Делать деньги на желании людей помочь - старо как мир. Меняются только технологии.

Когда-то нас обманывали персонажи вроде Кота Базилио да Лисы Алисы. Откровенных мошенников и "профессиональных нищих" до сих пор немало на улицах, но те из них, кто поумнее, давно перебрались в онлайн. Давить на жалость так же просто, но аудитория в Интернете куда шире.


^ Сотовые компании не спешат пресекать противоправные действия.

Стандартное "донорское" сообщение в соцсети или в какой-нибудь "аське" вызывает эмоциональный отклик даже у циников: "Срочно! Ребёнок умирает! Нужна кровь, вторая группа отрицательная! Передайте друзьям! Телефон мамы 1-234-567-89-00!" Кроме того, любому человеку нетрудно поучаствовать в спасении малыша: если сам не готов сдавать кровь, достаточно нажать кнопку "переслать". Переслал - и сразу легко на душе: день прошёл не зря.

Это называется вирусным маркетингом. Вирус здесь - эмоциональное сообщение, которым тебе хочется поделиться с друзьями. Количество "заражённых" при этом растёт практически в геометрической прогрессии: ты переслал пяти друзьям, каждый из этих пяти - ещё пяти и так далее. В какой-то момент первоначальный источник вируса найти уже невозможно; пользователи получают информацию от своих друзей, которым склонны доверять. Сообщение мгновенно охватывает огромную аудиторию, достаточную, чтобы получить значительное количество собственно "откликов" - звонков по указанному в объявлении номеру мобильного телефона "мамы". На этом самом мобильном между тем висит какая-нибудь платная услуга. Позвонил, "мама" не ответила, а с твоего счёта списали несколько сотен рублей. Всё на удивление просто. К тому моменту, когда разочарованные "доноры" смогут ввести "антивирус" - распространить информацию о мошенничестве, - "маркетинговая кампания" уже достигнет своей цели - сорвёт небольшой, но быстрый куш.

В пользу интернет-мошенников работает и бездействие сотовых операторов, а также правоохранительных органов. Первым, с одной стороны, затруднительно контролировать всех поставщиков платных услуг, а с другой - не хочется терять часть прибыли. По крайней мере именно такое ощущение возникает: журналисты и активисты благотворительного сообщества уже не раз пытались добиться от сотовых компаний блокировки мошеннических номеров. Реакция, как правило, вялая. В лучшем случае операторы блокируют конкретный номер, но системных решений проблемы не предлагают. Полиция за дело не берётся по другим причинам: во-первых, сложно собрать заявления от пострадавших (они могут находиться в разных концах страны, а то и мира), во-вторых, суммы "сборов" от одной конкретной мошеннической акции не так уж и высоки. Мошенники берут количеством, а не качеством.


^ Фальшивые сайты собирают и деньги, и личную информацию.

"Донорские послания" - психологически наиболее верно рассчитанная схема благотворительного спама. Поначалу популярностью пользовались прямолинейные сообщения в форумах и в электронной почте: слезливая история плюс номер веб-кошелька. Однако постепенно такого рода спам отходит в прошлое, теряет массовость: народ стал менее доверчивым, переводить деньги незнакомцам не все готовы. А призывы к донорству держатся. Возможно, именно потому, что здесь аферисты не требуют напрямую переводить деньги. А позвонить вроде как и нетрудно.

Впрочем, сейчас в моду входят и ещё более хитрые схемы. Одна из самых распространённых - подставной сайт. Стандартная история произошла весной этого года с известным благотворительным фондом "Помоги.Орг". Мошенники создали сайт "Подари нам жизнь" (что очень похоже на название ещё одного раскрученного бренда в мире благотворительности - фонда "Подари жизнь" Чулпан Хаматовой). На этом практически контрафактном сайте аферисты разместили фотографии и реальные истории больных детей с ресурса "Помоги.Орг". Вот только реквизиты для "пожертвований" они указали свои. "Спалились" мошенники из-за того, что поленились следить за судьбой детей, на беде которых пытались заработать: оставили на сайте просьбы о помощи тем, на лечение которых деньги уже давно собраны.

Наказать мошенников так и не удалось. Их сайт до сих пор работает, пусть с весны жизнь на нём затухла, левые веб-кошельки до сих пор указаны. В хостинге представителям "Помоги.Орг" заявили, что могут заблокировать сайт только по запросу прокуратуры, а в милиции на обращение благотворителей отреагировать не смогли. Установить факт мошенничества не так просто: ведь копирование информации ещё не мошенничество. Вот если перевести деньги на указанный аферистами веб-кошелёк, а потом доказать, что они не поступили ребёнку, что-то предъявлять уже можно. Однако до такого уровня расследование не доходит.

Подставные благотворительные сайты используют и для другого вида мошенничества - так называемого фишинга, или сбора конфиденциальных данных посетителя, например паролей от интернет-сервисов или номеров кредиток. Технология проста: на поддельной странице мошенники с помощью различных психологических приёмов заставляют пользователя ввести персональную информацию (в случае с "благотворительными" сайтами - воспользоваться кредиткой для пожертвований), а живущее на странице вредоносное ПО эти данные копирует.

Такие схемы хорошо работают во время резонансных общественных кампаний, когда люди в едином порыве рвутся помочь, забывая о безопасности. Так, один из последних серьёзных всплесков фишингового мошенничества в мировом масштабе произошёл после землетрясения в Японии. Один из аферистов, например, заманивал людей на сайт, внешне сильно напоминающий страницу Красного Креста.


^ С преступностью борются сами благотворители.

Не получая особой помощи от полиции, специалисты в сфере благотворительности пытаются бороться с мошенничеством своими силами. Некоторые предлагают создать общую базу данных "чистых" просьб о помощи. В сфере донорства такой проект запустил, например, Руслан Шекуров из Казанского государственного университета. База работает на основе популярной социальной сети "В контакте". Те пользователи сети, которые готовы сдавать кровь, прописывают в своих профилях специальное кодовое слово, в котором содержится информация о группе и резусе их крови. По этому кодовому слову их и находят те, кто в донорской крови нуждается. Поиск по базе доноров реализован в виде удобной оболочки на сайте www.donorsearch.ru: выбираешь регион и группу крови - получаешь список - вступаешь в непосредственный кон такт. Впрочем, в этой базе данных пока не так много контактов - чуть больше 2 тысяч. На общем фоне - капля в море.

Другие попытки создать "белые списки" и базы данных завершаются ещё более плачевно: придумать алгоритм, как версифицировать огромное количество частных запросов о помощи, придумать не удаётся. Да и мало кто этой проблемой занимается, откровенно говоря.

В общем, бороться с мошенничеством каждому жертвователю пока приходится самостоятельно. Здесь есть несколько правил. Прежде всего старайтесь не давать деньги нуждающимся напрямую. Не так уж и редко случаются истории, когда родители собирают на реально существующих больных детей, но тратят в итоге всё равно на себя. Так что даже проверка документов не даёт гарантии, отчитываться же перед вами благополучатель не обязан.

В общем, лучше доверьте деньги благотворительной организации. А для того, чтобы не нарваться на мошенников, есть такое основное правило: прежде чем перечислять деньги, проведите хоть минимальную проверку. Как правило, на сайтах липовых фондов вы даже не найдёте контактной информации или документов, хоть как-то доказывающих законность его работы. Если таких данных нет - сразу закрывайте страницу.

Если же контакты указаны, не поленитесь написать на указанный e-mail с просьбой прислать копии учредительных документов. Этот шаг отсечёт значительное число мошенников.

Прогуглите как следует название фонда, на который наткнулись, или фамилию ребёнка, на лечение которого планируете пожертвовать деньги.

Поищите на сайте отчёты о количестве собранных средств и тратах. Если таких отчётов нет, это повод серьёзно призадуматься. Проверка займёт час-другой, а риск попасть в лапы мошенников снизится в разы.

Если проверять всё же лень - доверьтесь профессионалам. В сфере благотворительности уже появилось что-то наподобие саморегулирующих организаций. Так, на сайтах blago.ru или wse-wmeste.ru можно найти список фондов, которым доверяют сами участники некоммерческого сектора. Как правило, документы и деятельность таких организаций уже проверены знающими людьми, а репутация - временем.


0469330871334937.html
0469399504915720.html
0469468539743921.html
0469542458499190.html
0469647192914140.html