Платова Раиса Гафаровна, к т. н., доцент учебно-методический комплекс - страница 8

^ 7. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Товарная информация: понятие и функции.

  2. Маркировка непродовольственных товаров: стандарты, устанавливающие требования к информации; общие и специфичные требования для товаров однородных групп.

  3. Виды и формы товарной информации.

  4. Особенности маркировки ювелирных изделий.

  5. Правовая база информационного обеспечения товароведения и экспертизы товаров.

  6. Особенности маркировки электробытовых товаров. Эксплуатационные документы и предупредительные надписи.

  7. Права потребителей из информации о товарах, их изготовителях и продавцах. Закон РФ «О защите прав потребителей».

  8. Особенности маркировки мясных товаров. Расшифровка условных обозначений.

  9. Требования, предъявляемые к товарной информации. Признаки недостоверной информации.

  10. Маркировка продовольственных товаров: стандарты, устанавливающие требования к информации; требования для товаров однородных и разнородных групп.

  11. Средства товарной информации.

  12. Требования, предъявляемые к маркировке мебельных товаров. Содержание маркировки.

  13. Нормативная база информационного обеспечения товароведения и экспертизы товаров. Характеристика нормативных документов.

  14. Штриховое кодирование: понятие, назначение, классификация штриховых кодов и их структура.

  15. Товарно-сопроводительные документы (ТСД): понятие, классификация и назначение. Ответственность за отсутствие обязательных ТСД.

  16. Особенности маркировки табачных изделий: требования к информации, предупредительные надписи, акцизные марки и идентификационные номера.

  17. Маркировка товаров: понятие и основные функции. Виды маркировки. Структура маркировки.

  18. Маркировка парфюмерных товаров: носители и их назначение, требование к информации.

  19. Производственная маркировка: понятие и назначение. Носители производственной маркировки: требования, предъявляемые к ним.

  20. Особенности маркировки кожаной обуви. Требования к информации.

  21. Торговая маркировка: понятие, основные носители, структура. Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки.

  22. Ветеринарно – санитарная маркировка продуктов животноводства.

  23. Информационные знаки: понятие, назначение, классификация на группы и подгруппы.

  24. Особенности маркировки алкогольных напитков.

  25. Товарные знаки: понятие, назначение, классификация.

  26. Особенности маркировки безалкогольных напитков.

  27. Правовая база использования товарных знаков. Гражданский кодекс РФ. Часть 4.

  28. Предупредительная маркировка и знаки: понятие, назначение, виды. Международные требования по классификации и маркировке опасных веществ и материалов.

  29. Экологическая маркировка и знаки: понятие, классификация и назначение.

  30. Особенности маркировки чая. Требования к информации.

  31. Общие требования к маркировке подакцизных товаров.

  32. Знаки безопасности: основные категории.

  33. Эксплуатационные знаки: понятие, назначение, виды и разновидности.

  34. Предмет, цель и задачи дисциплины, ее межпредметные связи.

  35. Информационные ресурсы, их назначение и краткая характеристика.

  36. Требования к маркировке молока и продуктов его переработки.

  37. Товарный знак на наименование мест происхождения товаров. Отличительные особенности.

  38. Особенности маркировки полимерной упаковки.

  39. Манипуляционные знаки: понятие, назначение, виды и разновидности.

  40. Особенности маркировки швейных изделий. Требования к информации.

  41. Компонентные знаки: понятие и виды. Системы Кодификации пищевых добавок. Нормативная база.

  42. Особенности маркировки керамических товаров.

  43. Лазерная маркировка: цель и применение.

  44. Особенности маркировки трансгенных продуктов.

  45. Голографическая защитная этикетка.

  46. Отличительные особенности маркировки импортных и отечественных товаров.

  47. Знаки соответствия и знаки качества: понятие, классификация в зависимости от сферы применения. Особенности маркирования сертифицированных товаров.

  48. Особенности маркировки коньяка.

  49. Особенности коллективного и общеизвестного товарного знака.

  50. Особенности маркировки косметических товаров.

  51. Технические документы: понятия виды назначения.

  52. Современные тенденции в области применения знаков соответствия.

  53. Особенности маркировки рыбных консервов. Расшифровка условных обозначений.

  54. Особенности маркировки аудио-, видео - продукции, компьютерных информационных носителей.

  55. Требования к маркировке непищевой масложировой продукции.

  56. Особенности маркировки ковровых покрытий (для жилых и служебных помещений).

  57. Особенности маркировки трикотажных изделий.

  58. Особенности маркировки стеклянных изделий.

  59. Требования к маркировке пищевой масложировой продукции.

  60. Особенности маркировки соковой продукции из фруктов и овощей.
^ 8. Учебно-методическое обеспечение 8.1. Литература
Основная:

  1. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. -М.: Деловая литература, 2006.

  2. Николаева М.А., Карташова Л.В., Положишникова М.А. Средства информации о товарах. - М.: Экономика, 2004. – 176 с.

  3. Федько В.П. Упаковка и маркировка. Учебно-практическое пособие. - М.: «Экспертное бюро-М», «Изд-во ПРИОР», 2005. – 240 с.


Дополнительная:

  1. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. М.:Дашков и К˚, 2004.

  2. Литвинов О.В. маркировка товаров в России и за рубежом. Азбука знаков – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004

  3. Журналы: «Спрос», «Тара и упаковка», «Новости торговли», «Современная торговля».


Правовая документация:

  1. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» (№ 184 – ФЗ от 27.12.02).

  2. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  3. Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей» (№ 2 – ФЗ от 19.01.1996 с изменениями и дополнениями).

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. М.: ОСЬ – 89. 2007.

  5. Федеральный закон РФ «Технический регламент на масложировую продукцию» №90 – ФЗ от 24.06.2008.

  6. Федеральный Закон РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88 – ФЗ от 12.06.2008.

  7. Федеральный закон «О рекламе» (№ 108 – ФЗ от 18.07.1995).

  8. Правила продажи отдельных - видов продовольственных и непродовольственных товаров ( от 19.01.1998 г. №55 с изменениями и дополнениями от 20.10.1998 г. №1222, от1999 и 2000 гг.)

  9. ГОСТ Р 501074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

  10. ГОСТ Р 51121 -97 Информация для потребителя. Товары непродовольственные. Общие требования.

  11. ГОСТ Р 51391-99 Информация для потребителя. Изделия парфюмерно-косметические.

  12. ГОСТ Р 51087-97 Информация для потребителей. Табачные изделия.

  13. ГОСТ Р 51201-98 «Автоматическая идентификация штрихового кодирования. Требования к символике. EAN/UPC».

  14. СанПиН 2.3.2.1078 – 2003 «Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов».

  15. ГОСТ 14192 – 2003 «Маркировка грузов».

  16. ГОСТ Р 12.4.026-2001 Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

  17. ГОСТ Р ИСО 14024 – 2000 «Экологическая маркировка типа I. Этикетки и декларации экологические».

  18. ГОСТ Р ИСО 14021 – 2000 «Экологическая маркировка типа II. Этикетки и декларации экологические».

  19. ГОСТ 28389 – 89. Изделия фарфоровые и фаянсовые. маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.

  20. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.



^ 8.2 Методическое обеспечение дисциплины:
^ 9.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины:

  1. Образцы продовольственных и непродовольственных товаров.

  2. Нормативные документы на товары данной группы (стандарты, технические регламенты).

  3. Каталоги ведущих фирм-производителей за последние 3-4 года для ознакомления с современным ассортиментом товаров.

  4. Оборудование для проведения мультимедийных занятий.

  5. www.masterparck.ru

  6. www.yarmarka.net

  7. www.basdata.com

  8. www.pavan.com

  9. www.RussianFoodmarket.htm

  10. www.hm.ru

  11. www.gostinfo.ru

  12. www.mozp.org

  13. www.ozpp.ru

  14. www.ean.ru



^ 9. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины.



  1. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов и рефератов. При подготовке к дискуссии используются электронные библиотеки. Значительная часть электронных библиотек размещена в свободном доступе в сети интернет (все темы курса).

  2. Доклад (Презентация) - публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем (лектором, координатором и т.д.); приглашенным экспертом; учащимся; группой учащихся. Доклад в условиях Интернет вполне может быть представлен и в отсроченном режиме. Для этого докладчик готовит все необходимые материалы (текст доклада, слайды PowerPoint, иллюстрации и т.д., вплоть до видеозаписи данного доклада) и размещает все это на одном из сайтов Интернет. Учащиеся получают от преподавателя информацию о том, когда и на каком сайте можно познакомиться с этим докладом. Преимуществом является то, что учащиеся будут знакомиться с материалами подобных "докладов" гораздо внимательнее, чем при прослушивании традиционных докладов, когда основным каналом восприятия информации является аудиальный, что затрудняет усвоение новой информации. (тема 7,8,9,10,11,12).

  3. Интерактивная панель – мультимедийное средство обучения, добавляющее интерактивные возможности в аудиториях, оборудованных проектором и экраном. Панель работает так же как интерактивная доска, давая возможность преподавателю в ходе занятия управлять демонстрацией наглядного материала и делать пометки поверх изображения непосредственно поверх своего рабочего места. Преподаватель работает на панели электронным пером, как мышью или маркером, а все его действия и пометки через проектор отображаются на большом экране. Интерактивную панель можно использовать так в небольших, так и в больших лекционных аудиториях (тема 6).

  4. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и вариантов ответа для выбора (все темы курса).



Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров


Учебно-методический комплекс


В авторской редакции

Компьютерная верстка А.С. Новоженовой


Подписано в печать 17.04.2009 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Объем 5 п.л. Тираж 100экз.

Цена договорная. Изд. зак. № 296. Тип. зак. №

Издательство Российского государственного торгово-экономического университета
ул. Смольная, 36, г. Москва, А-445, ГСП-3, 125993


0488391961129336.html
0488444855935597.html
0488619398788477.html
0488660446725396.html
0488801653505213.html