Название книги - страница 34

103

5 Духовной основой средневековой европейской цивилизации стало

христианство. Индустриальное общество, пришедшее на смену Средневековью,

открыло перед европейскими народами новые возможности, породив одновременно

и новые проблемы.

6 Россия как самобытная цивилизация формировалась на протяжении веков и

прошла ряд фаз в своем развитии. В определении принадлежности России к тому

или иному типу цивилизации позиции исследователей существенно расходятся.
^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ

"4 Что общего и каковы наиболее существенные разли-; чия а)

формационного и стадиально-цивилизационно-го подходов к истории, б)

локально-цивилизационного и стадиально-цивилизационного?

*") Укажите наиболее существенные признаки понятия "ци-w вилизация".

Сопоставьте западный и восточный типы цивилизаций. В чем состоят

основные различия? Чем их можно объяснить?

Покажите связь духовных ценностей (включая философские воззрения)

древних цивилизаций с социально-экономическим укладом их жизни, политическим

устройством?

С К какому из указанных типов общества -- аграрному, О традиционному,

архаическому, индустриальному -- можно отнести средневековую цивилизацию

Европы? Поясните свой выбор.

6 Какие изменения в жизни общества прокладывали путь индустриальной

цивилизации? Чем они были вызваны?

"*"J Охарактеризуйте основные направления развития об-/ щественной

мысли в индустриальную эпоху.

8 Можно ли применить к России понятие "локальная цивилизация"? Как вы

относитесь к различным точкам зрения о российской цивилизации?

Раздел II.


Глава II.

Современный этап мирового

цивилизационного развития

їі1Q Многообразие современного мира

Почему сохраняется цивилизационное многообразие мира? Каким выглядит

сегодня традиционное общество? Выдержит ли Восток натиск ценностей западной

цивилизации? Есть ли будущее у индустриального общества? Каким будет мир в

постиндустриальную эпоху? Какой путь выбирает Россия?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Что такое цивилизация? Основные черты

традиционного общества. Ценности Востока и Запада. Переход

к индустриальному обществу.
^ 104


105


ПРИЧИНЫ МНОГООБРАЗИЯ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Современное человечество -- это 6 млрд землян, тысячи больших и малых

народов, около двухсот государств; это многообразие экономических укладов,

форм социально-политической и культурной жизни.

Одна из причин многообразия мира -- различие природных условий,

физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны

общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность

человека. В древности климат, плодородие почв, растительность предопределяли

способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание

тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные

условия сказываются не только на характере жилища, стилях одежды, домашней

утвари и боевого оружия. Естественная среда обитания влияет и на

политическое устройство государств, и на отношения между людьми, и на

складывающиеся формы собственности.

В самом деле, почему появилась частная собственность на землю в Древней

Греции и Риме? Среди других причин этому способствовали природные условия.

Разнообразный ландшафт -- горы, долины, леса, множество небольших рек --

затруднял образование у древних греков и римлян больших общин. Твердые почвы

требовали тяжелого труда земледельцев, суровые зимы побуждали заботиться о

создании запасов продуктов, семян для будущего урожая. Все это заставляло

надеяться прежде всего на собственные силы.

Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с

исторической средой существования обществ, которая складывается в результате

взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. Вот что

писал об этом Г. Плеханов: "Так как почти каждое общество подвергается

влиянию своих соседей, можно сказать, что для каждого общества существует, в

свою очередь, известная общественная, историческая среда, влияющая на его

развитие. Сумма влияний, испытываемых каждым данным обществом со стороны его

соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то

же время другим обществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой

исторической среде, которая может быть -- и действительно часто бывает --

очень похожа на историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не

может быть и никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно

сильный элемент разнообразия... в процесс общественного развития".
106

Вы уже знаете, что в каждую историческую эпоху, с момента появления

первых цивилизаций, существовали различные их типы. Сохранилось ли это

цивилизационное многообразие и в современном мире?

0497246350793816.html
0497397996958471.html
0497491638870040.html
0497579862148154.html
0497677633205025.html