Программа "развитие и размещение производительных сил республики татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года" Основные направления - страница 61


1 2 3 4 5 6 годы


Объем финансирования (70 млн рублей) позволяет выполнить мероприятия с момента времени таф = 1, тогда сроки начала и окончания данного мероприятия принимаются равными


н

T = 1

11


к н

T = T + t - 1 = 1 + 1 - 1 = 1

11 11 11


Шаг 7. Сокращение числа мероприятий, которые предстоит поставить в расписание на единицу, т.е. N = N - 1 = 20 - 1 = 19.

Шаг 8. Переход к шагу 4.

Шаг 4. Проверка: N =0 ? Поскольку N = 19, то условие не выполнено и осуществляется переход к шагу 5.

Шаг 5. Выбор очередного мероприятия i по эвристическим правилам

--------------------------------

1. Выбор мероприятия максимальным коэффициентом эффективности (вита i);

2. Выбор мероприятия с минимальной продолжительностью реализации (ti).


По первому правилу однозначно выбирается мероприятие N 14 (вита =

14

= 1,00).

Шаг 6. Мероприятие N 14 требует для своего выполнения t = 1 год и V

14 14

= 60,0 млн рублей. Это мероприятие может быть реализовано, начиная с

первого года, поскольку остаток объема финансирования составляет 1000 - 70

= 930 млн рублей.


Сроки начала и окончания данного мероприятия принимаются равными.


н

T =1

14


к н

T = T + t - 1 = 1 + 1 - 1 = 1

14 14 14


Шаг 7. Сокращение числа мероприятий, которые предстоит поставить в расписание на единицу, т.е. N = N - 1 = 19 - 1 = 18.

Шаг 8. Переход к шагу 4.

Шаг 4. Проверка: N = 0 ? Поскольку N = 18, то условие не выполнено и осуществляется переход к шагу 5.

Работа алгоритма продолжается до выполнения условия на шаге 4 (N = 0).

В результате будут получены следующие сроки реализации программных мероприятий:


/\

Млн рублей │



1000,0 ----------------------------------------------



800,0 ---



600,0 ---



400,0 ---



200,0 ---

├────┐

│ 14 │

├────┤

│ 11 │

├────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────>

1 2 3 4 5 6 Годы


Таблица 12.4


Результаты

расчетов сроков мероприятий социально-экономического

развития


N
п/п

Наименование проекта

Год начала
реализации
мероприятия

Год окончания
реализации
мероприятия

1

Производство и реализация мелких
стеновых блоков из ячеистого бетона

3

7

2

Организация производства плит
пустотного настила, балок перекрытий
и других погонажных железобетонных
изделий методом непрерывного
безопалубочного формования мощностью
51 тыс. куб. метров в год

3

5

3

Техническое перевооружение с
внедрением современной технологии
производства изделий для
крупнопанельных жилых домов 84 серии

3

5

4

Техническое перевооружение Завода КПД
N 3

1

3

5

Модернизация кирпичного производства
ООО "Камастройиндустрия"

1

2

6

Модернизация кирпичного завода ОАО
"Елабужская керамика"

1

2

..

........................

....

....


Для наглядности целесообразно представить полученную программу реализации мероприятий в виде графика Ганта (рис. 12.2).


Рис. 12.2. Графическое отображение

расписания реализации программных мероприятий


Мероприятия


┌────────┬────────┬────────┬─────────┬─────────┬─────────┬────────┐

20 │ │ ┌┴────────┴─────────┴─────────┴─────────┼────────┤

│ │ │///////////////////////////////////////│ │

19 ├────────┼───────┼───────────────────────────────────────┴────────┤

│ │ │////////////////////////////////////////////////│

├────────┼───────┼───────────────────────────────────────┬────────┤

18 │ │ │///////////////////////////////////////│ │

├────────┼───────┼─────────────────────────────┬─────────┼────────┤

17 │ │ │/////////////////////////////│ │ │

├────────┼───────┼───────────────────┬─────────┼─────────┼────────┤

16 │ │ │///////////////////│ │ │ │

├────────┼───────┼───────────────────┴─────────┴─────────┼────────┤

15 │ │ │///////////////////////////////////////│ │

├────────┼───────┴┬────────┬─────────┬─────────┬─────────┼────────┤

14 │////////│ │ │ │ │ │ │

├────────┼────────┴────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

13 │ │/////////////////│ │ │ │ │

├────────┴────────┬────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

12 │/////////////////│ │ │ │ │ │

├────────┬────────┴────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

11 │////////│ │ │ │ │ │

├────────┴───────┬─────────┴─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

10 │ │////////////////// │ │ │ │

├────────────────┴┬────────┬─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

9 │/////////////////│ │ │ │ │ │

├────────┬────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

8 │ │/////////////////////////////////////│ │ │

├────────┼────────┬────────┬───────────────────┴─────────┼────────┤

7 │ │ │ │/////////////////////////////│ │

├────────┴────────┼────────┼─────────┬─────────┬─────────┼────────┤

6 │/////////////////│ │ │ │ │ │

├─────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

5 │/////////////////│ │ │ │ │ │

├─────────────────┴────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

4 │//////////////////////////│ │ │ │ │

├────────┬───────┬─────────┴─────────┴─────────┼─────────┼────────┤

3 │ │ │//////////////////////////// │ │ │

├────────┼───────┼─────────────────────────────┼─────────┼────────┤

2 │ │ │//////////////////////////// │ │ │

├────────┼───────┼─────────────────────────────┴─────────┴────────┤ Годы

1 │ │ │////////////////////////////////////////////////│

└────────┴───────┴────────────────────────────────────────────────┘

1 2 3 4 5 6 7


Для проведения вариантных экспериментальных расчетов использована специально разработанная программа для персональных компьютеров.


^ 13. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ


Механизм формирования мероприятий Программы учитывает принципиальные положения действующих программных и прогнозных перспективных документов, включая Программу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 гг.; Послания Президента Республики Татарстан, проект Программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Татарстан, а также федеральные прогнозы и программы в части определения основных параметров прогноза и основных положений Концепции транспортной и энергетической стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Механизм формирования мероприятий Программы ориентирует на решение следующих способов ее реализации:

выбор инновационного сценария развития в качестве основного;

поддержание конкурентоспособных отраслей добывающей, обрабатывающей, топливно-энергетической промышленности, транспортного и агропромышленного комплексов;

ориентация на приоритетные направления и масштабы формирования инновационной системы республики на базе использования имеющихся конкурентных преимуществ;

стимулирование реализации важнейших целей программы, связанных с ростом народонаселения, ростом человеческого потенциала, качеством жизни, развитием территориально-отраслевых кластеров;

содействие оптимизации пространственного развития Республики Татарстан;

уменьшение рисков и кризисов, вызванных нарушением безопасности экономических агентов.

Основные мероприятия Программы до 2020 г. и на период до 2030 г. должны:

в социальной сфере:

содействовать резкому улучшению уровня жизни населения, улучшению демографической ситуации, росту реальных доходов населения и росту потребительского рынка;

повышению эффективности занятости населения;

стимулировать приток квалифицированных кадров;

в инновационной сфере:

содействовать диверсифицированному развитию на базе инновационного машиностроительного и нефтехимических комплексов;

организовывать инновационные центры и технопарковые зоны;

формировать на территории республики региональные научно-инновационные центры;

в сфере инфраструктуры:

содействовать развитию и совершенствованию транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры;

создавать на территории республики транспортно-логистические центры;

в сфере услуг:

развивать информационные технологии и услуги;

содействовать развитию социальных услуг, особенно в части поддержания сельских поселений и депрессивных районов;

развивать зоны отдыха, рекреационные и инновационно-образовательные зоны;

в инвестиционной сфере:

при отборе инвестиционных проектов особое внимание следует уделять проектам, способствующим:

развитию базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, энергетики и транспорта;

превышению среднероссийских показателей уровня развития основного производства, производственной и социальной инфраструктуры, а также сферы индустрии сервиса;

комплексному развитию экономики республики, обеспечивая при этом первоочередное развитие отраслей специализации, обслуживающих отраслей, мощностной инфраструктуры и учреждений социальной сферы;

развитию приоритетных "ядер роста" и региональных кластеров;

реализации и координации тех направлений, которые увязаны с приоритетами национального и межрегионального уровня, а также инвестиционными проектами национального масштаба;

преодолению сложившихся в республике тенденций инерционного среднесрочного развития Республики Татарстан;

поддержке лидерских позиций Республики Татарстан среди регионов Приволжского федерального округа по объемам инвестиций в основной капитал;

увеличению доли инвестиций продукта;

увеличению в проектах доли собственных средств и возрастанию доли привлеченных средств;

сохранению высоких позиций среди субъектов Российской Федерации по доле привлечения иностранных инвестиций в республику;

изменению доли иностранных инвестиций на душу населения, особенно в части прямых иностранных инвестиций;

повышению вклада в показатели, характеризующие "инвестиционную активность в республике".

Учитывая комплексный характер Программы, в ней предполагается создание организационных предпосылок по управлению ходом ее реализации.

Предполагается преобразовать функции рабочей группы по разработке Программы, образовав на ее основе в составе Министерства экономики Республики Татарстан самостоятельное подразделение, возглавляемое одним из заместителей министра с целью:

постоянного мониторинга выполнения мероприятий Программы;

составления отчетов по реализации приоритетных направлений Программы, нацеленных на выполнение главной цели, подцелей, задач и достижений намеченных результатов (по срокам и этапам реализации);

представлять на рассмотрение отчеты по реализации Программы и анализу хода выполнения приоритетных мероприятий Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан;

периодически координировать основные индикаторы оценки эффективности и результативности реализации Программы.

Министерство экономики Республики Татарстан в процессе осуществления Программы уточняет перечни инвестиционных проектов, планируемых для реализации, а также готовит обоснования для приостановки или отмены действующих мероприятий, если ход их выполнения не удовлетворяет намеченным целям Программы.

В ходе реализации мероприятий Программы особенно отслеживаются те из них, которые затрагивают позиции других республиканских программ с целью их координации и обеспечения согласования по срокам реализации и финансирования.

Министерство экономики Республики Татарстан является центром ответственности за координацию всех мероприятий Программы и осуществляет:

подготовку проектов решений Кабинета Министров по ходу реализации Программы;

координацию действий заказчиков в ходе реализации целевых установок Программы;

разработку в пределах своих полномочий нормативно-правовых актов, касающихся ее выполнения;

согласование с различными исполнителями Программы сроков выполнения;

организацию экспертизы по результатам реализации и доработки Программы;

согласование с участниками Программы объемов ее финансирования;

организацию независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий.

В инвестиционной сфере механизм реализации мероприятий Программы включает:

привлечение собственных средств предприятий, кредитов, республиканских и бюджетных средств;

определение форм финансирования Программы с целью реализации ее мероприятий:

до 2010 г. действует сложившийся механизм инерционного варианта инвестирования в основной капитал;

до 2015 г. механизм нацеливает на реализацию инновационного варианта инвестирования в основной капитал;

выделение в качестве основного источника финансирования в основной капитал в среднесрочной и долгосрочной перспективе кредитов частных инвесторов;

формирование благоприятного инвестиционного климата;

использование правового механизма предоставления гарантий и залогов, форм поощрения предприятий.

Для реализации данного механизма поддержки выполнения мероприятий необходимо в ходе отбора инвестиционных проектов в рамках основных отраслей преимущественно ориентироваться на:

переориентацию потоков инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли;

использование механизма государственно-частного партнерства, опираясь при этом на Агентство по привлечению инвестиций Республики Татарстан, Консультативный совет по иностранным инвестициям и др.;

расширение использования механизмов страхования рисков;

совершенствование и оптимизацию использования лизинговых схем в инвестиционном процессе;

разработку предложений и использование накопленного опыта по субсидированию процентных ставок по кредитам предприятий - участников Программы, осуществляющих модернизацию оборудования;

учет механизмов реализации прогнозов развития и структуры изменений в промышленности республики до 2020 г. и на период до 2030 г., рекомендованных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозные разработки министерств, ведомств, проектных и научно-исследовательских институтов Республики Татарстан.

Механизм реализации мероприятий Программы ориентирует на ускоренное развитие предприятий химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов и пищевой промышленности.

Механизма реализаций мероприятий Программы предполагает стимулирование развития республиканских предприятий - экспортеров, а также перераспределение инвестиций из ресурсодобывающих экспортных секторов в отрасли обрабатывающей промышленности.

Для достижения этих приоритетных направлений Программы особое внимание уделяется ресурсному обеспечению инвестиционных проектов, инвестиций в развитие различных программ и выделение финансовых ресурсов на Программу в целом.

Создание благоприятного инновационно-инвестиционного климата в Республике Татарстан включает следующие экономические рычаги, стимулы и организационные предпосылки:

создание законодательно-правовой базы инновационной деятельности и венчурного предпринимательства;

разработка и реализация долгосрочной стратегии развития науки, технологий и инновационной деятельности;

осуществление конкурсного рассмотрения инновационных проектов;

предоставление бюджетных субсидий тем предприятиям, которые привлекают кредиты банков для реализации отобранных перспективных инновационных проектов;

содействие сотрудничеству с российскими и зарубежными ассоциациями, работающими в рамках развития венчурной индустрии в России;

использование опыта ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" по привлечению зарубежных технологий и нововведений.

Реализация проектов в автомобилестроении должна ориентироваться на прогнозируемый спрос населения.

На втором этапе намечается стимулирование реконструкции и модернизации конкурентоспособных, высокотехнологичных производств с целью повышения бюджетной эффективности базовых отраслей.

Особый механизм реализации мероприятий предполагается применить для предприятий, выполняющих оборонный заказ и включающий:

увеличение плановой прибыли по гособоронзаказу на компенсацию выплат процентов по обслуживанию кредита;

принятие отсрочки по уплате задолженности по налогам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет;

льготное финансирование через аккредитованные государством коммерческие банки с пониженной ставкой кредитования.

Намечается стимулировать использование строительными предприятиями высокопроизводительного, ресурсо- и энергосберегающего оборудования. Для этого необходимо предусмотреть бюджетное финансирование и кредитование развития предприятий промышленности строительных материалов с целью использования импортных технологий и развития местной машиностроительной базы.

Механизм реализации мероприятий в сфере АПК Республики Татарстан опирается на следующие экономические и организационные рычаги воздействия:

разработка плана подготовки первоочередных законодательных, нормативно-правовых актов;

принятие мер о порядке направления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, получаемым в сельскохозяйственных кредитных кооперативах;

компенсацию из бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям части стоимости горюче-смазочных материалов.

В качестве основных мероприятий по совершенствованию системы централизованного управления связи республики в Программе рассматриваются:

внедрение устойчивого и надежного функционирования в форме единого производственно-хозяйственного комплекса в составе сети Российской Федерации;

обеспечение 100-процентной цифровизации телекоммуникационного оборудования (в 2008 году);

повышение доступности населения, хозяйствующих субъектов, органов государственного и муниципального управления к инфокоммуникационной инфраструктуре;

развитие инфокоммуникационной среды на базе волоконно-оптических линий;

устранение цифрового неравенства в обеспеченности инфокоммуникационными услугами между городами и небольшими населенными пунктами.

Среди приоритетных проблем в рамках реализации социальной политики в Программе намечается:

совершенствование нормативно-правовой базы потребительского рынка;

содействие внедрению новых технологий на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

содействие в привлечении инвестиционных ресурсов в сферу услуг населения;

поддержка предприятий, реализующих проекты открытия общедоступных детских, молодежных, специализированных объектов досуга;

привлечение инвестиций для строительства новых и модернизации существующих школьно-базовых предприятий;

сохранение социально-значимых видов услуг, не представляющих коммерческого интереса для предпринимателей (путем поддержки за счет местных бюджетов, привлечения потребительской кооперации);

содействие развитию местной промышленности;

повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на социальные цели.

Планируется сформировать также нормативно-правовые условия, при которых участие в мероприятиях Программы является характеристикой имиджа компании, ее деловой репутации, особенно в части поддержки социально-значимых проектов.

Основным сценарием долгосрочного развития Республики Татарстан является инновационный путь. Для реализации направлений инновационной деятельности основные функции ее участников будут следующие:

Правительство Республики Татарстан:

стимулирование процессов формирования, развития и функционирования инновационной системы в Республике Татарстан;

формирование государственных приоритетов инновационной политики;

формирование экономических, правовых, институциональных условий для формирования и развития инновационной системы;

финансирование мероприятий Программы в утвержденных рамках;

софинансирование венчурных фондов;

государственный контроль за исполнением Программы, в том числе за целевым использованием бюджетных средств;

определение условий реализации долей государства в капитале инновационных компаний, приобретенных через венчурный фонд;

государственный и общественный контроль за инвестированием средств;

определение научных приоритетов;

формирование рекомендаций для Правительства по созданию республиканской системы и корректировки деятельности Центра управления инновациями и венчурного фонда;

Академия наук Республики Татарстан, учреждения высшего профессионального образования, НИИ, КБ:

разработка научной продукции;

организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на предпроектной стадии в рамках уставной деятельности;

предоставление на взаимовыгодной основе специалистов, научных разработок и лабораторно-производственной базы для организации инновационных предприятий;

участие в капитале инновационных предприятий;

взаимодействие с Межведомственной комиссией в корректировке функционирования Центра управления инновациями и направлений инвестиций венчурным фондом;

центры инновационной деятельности (технопарки, технополисы, промышленные округа и другие):

поиск и отбор перспективных инновационных проектов и научных исследований;

поддержание и финансирование перспективных научных исследований на предпроектной стадии;

предоставление услуг менеджеров проекта по доведению результатов исследований до проектной стадии, сопровождения и управления проектом;

исполнение функций агента венчурного фонда по организации проектного финансирования с участием венчурного фонда в капитале проекта;

сопровождение и контроль реализации проектов;

организация взаимодействия с вузами, НИИ, КБ, РАН и Академией наук Республики Татарстан, иными субъектами инновационной сферы;

организация маркетинга проектов;

организация взаимодействия с промышленными предприятиями в целях реализации продуктов инновационной деятельности;

разработка схем выхода государства из капитала при доведении проектов до стадии развитого бизнеса;

организация взаимодействия инновационных компаний с внешней средой - консалтинговыми, аудиторскими компаниями, налоговыми и иными государственными органами, потенциальными инвесторами, организация аутсорсинга в случае необходимости;

содействие в получении кредитов, организация государственных гарантий по кредитам;

предоставление на льготных условиях офисных и лабораторных помещений инновационным компаниям;

инновационные компании:

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерциализация результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

венчурные фонды:

финансирование инновационных компаний на проектной стадии, т.е. на стадии, когда разработан конечный инновационный продукт и сформирован детальный бизнес - план внедрения инновационного продукта путем вхождения в капитал инновационной компании;

контроль за целевым использованием средств фонда;

продажа долей инновационных компаний, вышедших на самоокупаемость и превратившихся в самостоятельный бизнес.

промышленные предприятия:

участие в капитале инновационных компаний и реализации инновационных проектов;

предоставление на взаимовыгодной основе промышленной и лабораторной базы для реализации инновационных проектов.

Инновационное развитие экономики Республики Татарстан будет осуществляться в три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития.

Первый этап (2008 - 2012 гг.) - создание институциональной основы инновационной экономики, модернизация образования и здравоохранения, запуск проектов развития в высокотехнологичных и инфраструктурных секторах, формирование кластеров.

Второй этап (2013 - 2020 гг.) - переход экономики Республики Татарстан на новую технологическую базу, основанную на перспективных разработках в области энергетического комплекса, машиностроения, информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий.

Третий этап (после 2020 гг.) - закрепление лидирующих позиций Республики Татарстан в Российской Федерации, а также в отдельных сегментах мирового хозяйства (автомобилестроение, переработка нефти, самолетостроение, производство новых видов топлива) в сфере инновационной деятельности.
0503007723462862.html
0503166094082251.html
0503331190403791.html
0503437546934248.html
0503559804583301.html